ЯСИА поговорило с и. о. председателя Госкомитета по ценовой политике Николаем Бочковым
Текст: Николай Борисов
Фото: Николай Борисов/ЯСИА
Как в Якутии формируются цены на продукты, тарифы ЖКХ, бензин и чем поможет цифровизация в работе, ЯСИА рассказал и.о. председателя Государственного комитета по ценовой политике Николай Бочков.
Как происходит регулирование цен и тарифов
«Полномочия по регулированию цен и тарифов разбиты на три уровня – федеральный, республиканский и районный. На региональном, республиканском уровнях у комитета наиболее обширные полномочия. В основном это отрасль ЖКХ и энергетики – установление тарифов на электроэнергию для юридических и физических лиц. Также регулируются тарифы на отопление, горячую и холодную воду, а также дифференциация тарифов на газ для жителей Якутии», — сказал Николай Бочков.
И.о. председателя отметил, что в сферу ответственности комитета также входят все тарифы на техприсоединения к инфраструктуре – сетям теплоснабжения, водоотведения, газа и так далее. Регулируются и цены на уголь и дрова, реализуемые населению. Также регулируются части тарифов на паромы, авиаперевозки и речные социально значимые перевозки, торговые надбавки на социально значимые продукты, жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, сбытовые и торговые надбавки на ГСМ в Арктической зоне Якутии.
«В сфере регулирования около 60% — это региональный уровень.»
«Одним из основных расчетов является расчет предельного индекса изменения оплаты граждан за коммунальные услуги. Говоря по-простому – потолок, выше которого индексировать тариф нельзя. Тут важно найти приемлемый баланс между поставщиком и конечным потребителем», — сообщил Николай Бочков.
В Госкомцен отмечают, что финальный тариф, который доходит до населения, не полностью регулируется комитетом.
«Если говорить о том же бензине, то мы регулируем только торговые и снабженческо-сбытовые надбавки и только в Арктической зоне республики. Это не более 4-8% от конечной цены, все остальное ценообразование происходит на предприятиях самостоятельно. Они отталкиваются от понесенных затрат — стоимости закупки топлива, его доставки до мест реализации, привлекаемых кредитов на этот закуп и так далее», — объяснил Бочков.
«У нас стоит задача найти тонкий баланс экономических интересов между производителем и потребителем регулируемого вида деятельности.»
Тарифы для населения
Интересно, что большинство тарифной нагрузки в тарифах для населения выплачивает бюджет республики.
«Мы как субъект Российской Федерации занимаем первое место в стране по сумме выплат субсидий на межтарифную разницу. Без этого стоимость воды, тепла, электроэнергии в платежках была бы намного выше. В 2023 году бюджет взял на себя расходы в сумме около 36 миллиардов рублей. Это почти 1/10 часть бюджета республики. Ни один субъект так не субсидирует расходы своих жителей», — сказал руководитель регулятора.
Большую часть расходов составляет тепло.
«Тут конечный потребитель платит только 25% от общей стоимости тарифа. Это так называемый процент окупаемости. Для горячей воды он 26%, для холодной 72%, водоотведения 29%. В северной, изолированной зоне процент окупаемости электроэнергии для населения составляет примерно 8,5%», — отметил Николай Бочков.
Всегда актуальные тарифы
По словам и.о. председателя комитета, самые актуальные вопросы регулирования – тарифы на электроэнергию.
«В 2019 году произошел переход на рыночные отношения в сфере энергетики. Ранее мы жили в изолированной зоне, когда нам выделялись надбавки на выравнивание тарифов. После изменений надбавка осталась только для северных территорий. Для нашей основной энергетической компании реформа далась нелегко. Сейчас стоит совместная задача в поиске комплексного решения этой проблемы», — сказал Николай Бочков.
Также руководитель регулятора сообщил, что ведомство постоянно мониторит цены на продукты, которые входят в список «товаров первой необходимости».
«У нас создано тарифное агентство, которое работает на территории всех районов республики. Перечень товаров состоит из примерно 45 позиций, в каких-то улусах больше, в других меньше, также он может различаться по содержанию», — сообщил Бочков.
По информации Госкомцен, цены имеют свою динамику в течение года, в том числе сезонную. Это связано с логистикой – транспортной доступностью, распутицей, паромами, зимниками и так далее. Также цены зависят от урожайности и других факторов.
Почему в Якутии не снижаются цены на бензин
Недавно жители республики узнали, что цены на топливо выросли примерно на пять рублей. Как отметил Николай Бочков, этому есть ряд объективных причин.
«Саханефтегазсбыт» основной объем топлива для реализации в последующие периоды покупает у заводов-изготовителей в навигацию. У компании есть сроки, в которые нужно завести топливо, довезти его до нефтебаз, слить и оставить на хранение и так далее. На бирже своя динамика цен в течение года. Период закупа «Саханефтегазсбыта» ежегодно приходится на период довольно высоких цен. В это время спрос от сельхозпроизводителей и территорий с северным завозом достаточно высок, что и формирует высокую цену. Покупать в другой период времени практически невозможно, так как есть сроки по навигации, на которые мы не способны никак влиять, есть ограничения по емкостному парку и так далее.
Купить в другой период времени большой объем топлива так же не представляется возможным, так как хранилища еще не реализовали закуп прошлого года, и место для хранения ограничено, а хранить топливо в других регионах и ожидать открытия навигации может выйти в разы дороже», — сказал он.
Руководитель также отметил, что таких факторов еще много.
«С июля по сентябрь происходили большие колебания цен в сторону роста в центральной России. В Якутии этого не было, так как временной лаг от завоза до АЗС у нас довольно длинный. У нас были запасы прошлых завозов, а сейчас пришло топливо по новой цене.»
«Можно ли ожидать снижения цен? Если цены на бирже снизятся до уровня 2022 года при покупке топлива в следующую навигацию, то можно будет говорить о возврате предыдущих цен. Кроме того, мы внесли предложение по возможности увеличения бюджетного портфеля кредита для компании «Саханефтегазсбыт». Данная мера позволит или снизить цену, или создать запас для нивелирования последствий колебания цен на бирже. Но основная причина — это все-таки высокая цена закупа и высокие цены на бирже», — резюмировал Николай Бочков.
Если посмотреть в будущее, то одним из значимых факторов снижения цен на топливо, безусловно, будет строительство моста через Лену и расширение пропускной способности Восточного полигона железной дороги РЖД и пропускной способности железных дорог Якутии. Увеличение пропускной способности в логистике позволит уменьшить сезонные расходы на перевозки, ускорить доставку по железной дороге и перейти к большей доли продажи «с колес». Это поможет улучшить ситуацию для южной и центральной Якутии.
О себе и планах
Новый руководитель комитета также рассказал о себе. Родился и вырос в Якутии. Закончил финансово-экономический институт СВФУ, прошел президентскую программу РАНХиГС. В прошлом году поступил на программу по переподготовке управленческих кадров для государственной службы Дальнего Востока «Муравьев-Амурский 2030».
Женат, трое детей. Старшие сыновья ходят в школу в Якутске, дочка пошла в сад, ей два года.
«Программа «Муравьев-Амурский» позволила понять, что наш макрорегион, Дальний Восток, имеет множество специфических отличий от центральной России и даже между собой. А в Якутии это масштабируется еще больше. Это огромные территории, малонаселенность при огромных потенциальных экономических возможностях.
Я проработал в комитете два с половиной года, то есть сфера ценообразования и ценовой политики мне знакома. Хочу помочь республике в решении вызовов, которые стоят перед нами», — сказал Николай Бочков.
Он считает, что в Госкомцен всегда работал самый высококвалифицированный и профессиональный коллектив.
«Будем помогать повышать уровень корпоративного управления на регулируемых организациях, усиливать собственное командообразование, ведь нет предела совершенству. Также делаем большую ставку на цифровизацию. Ценообразование – процесс работы с цифрами, которых не просто тысячи, а сотни тысяч. Расчеты занимают миллионы ячеек, поэтому обработка данных на цифровых платформах позволит высвободить время для аналитической работы, которая позволит принимать правильные решения в той или иной сфере», — сказал Николай Бочков.